Linkedin — крупнейшая социальная сеть для деловых контактов и поиска работы. Ее запустили в 2003 году в Калифорнии. Аудитория сайта превышает 400 миллионов человек по всему миру. Однако в России соцсеть не пользовалась особой популярностью. На нее приходится всего 1,25% от общего числа пользователей.
Осенью 2016 года Linkedin заблокировали по требованию Роскомнадзора. Ведомство обвинило соцсеть в нарушении закона «О персональных данных». В Роскомнадзоре пояснили, что LinkedIn не перенесла персональные данные на российские серверы. А также собирает и передает информацию о лицах, которые не являются пользователями соцсети, без их ведома. Тем не менее, сайт социальной сети доступен без применения средств обхода блокировок и сейчас. Правда, под другим доменным именем.
Пользователь Дмитрий Григорьев, лично проверил доступность ресурса через проводной интернет. И что он выяснил? Linkedin открыт!
Интересно, но доменное имя Linkedin.com поиск по заблокированным сайтам Роскомнадзора находит. А вот Linkedin.cn там нет. И, конечно, никогда не было.
Что такое Linkedin.cn
История доменного имени Linkedin.cn берет начало еще в 2015 году. В 2018 году количество посещений достигало почти 3 тысячи пользователей в день.
Ранее один из пользователей Pikabu.ru также обнаружил, что соцсеть стала доступна. Он смог зайти на сайт через интернет сотового оператора МегаФон.
В итоге, ситуация получается следующая. Linkedin сам настраивает редиректы на домен в зоне «com». Поэтому, если пытаться зайти в соцсеть, набирая в браузерной строке linkedin.cn, то происходит редирект на сайт cn.linkedin.com и сайт успешно блокируют.
Если же вводить адрес www.linkedin.cn, то редиректа не происходит, сайт не блокируют (linkedin.cn нет в «черном списке» блокировок). И можно свободно пользоваться всеми плюшками «заблокированной» в России соцсети.
Дмитрий Григорьев предположил, что и Linkedin, когда настраивал редирект, и Роскомнадзор, когда вносил Linkedin.com и его зеркала в список блокировок, забыли о префиксе «WWW».
Ситуация удивительна тем, что в этот раз обход блокировки случился вообще без всякого умысла со стороны всех участников процесса. Что в очередной раз показывает всю бесполезность блокировок, когда отсутствует глубокое понимание современных технологий, а конечная цель — туманна.
Фото: LinkedIn Sales Navigator, Unsplash.
Операторы связи приступили к блокировке в России LinkedIn — социальной сети для установления деловых контактов. Об этом сообщается на сайте Роскомнадзора.
10 ноября Мосгорсуд подтвердил законность блокировки LinkedIn на территории России в связи с нарушением закона о локализации персональных данных.
В Роскомнадзоре утверждают, что соцсеть собирает и передает информацию о гражданах, не являющихся пользователями сети, без их согласия. Кроме того, регулятор предъявил претензию LinkedIn к тому, что не были перенесены в Россию серверы.
В LinkedIn настаивают, что соцсеть не обязана исполнять требования российского законодательства, поскольку ее пользователи «фактически находятся виртуально за пределами РФ и там представляют свои персональные данные». В суде представитель ответчика также отмечал, что платформа не нарушает права пользователей, поскольку они добровольно предоставляют свои данные, соглашаясь с условиями их использования при регистрации.
Кроме того, в соцсети утверждают, что Роскомнадзор выбрал неправильного ответчика. Иск подавался против LinkedIn Corporation, в то время как за обработку данных за пределами США отвечает LinkedIn Ireland. В ведомстве возразили, что претензии касаются администратора доменного имени, которым является именно LinkedIn Corporation.
LinkedIn предназначена для поиска работы и обмена деловыми контактами. В ней зарегистрированы более 400 миллионов пользователей. Ресурс входит в топ-15 посещаемых сайтов по версии аналитической компании Alexa. Серверы компании находятся в Калифорнии.
17 ноября Роскомнадзор направил операторам связи уведомление об отключении социальной сети LinkedIn — сайт внесен в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. В течение дня отключение провели крупнейшие интернет-провайдеры. Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева сообщила РБК, что процесс блокировки ресурса запускается сразу после того, как адрес появляется в реестре Роскомнадзора. Как пояснила пресс-секретарь «Акадо» Светлана Белых, процесс блокировки у компании полностью автоматизирован. «У нас специальное оборудование, которое в автоматическом режиме сообщается с реестром запрещенных сайтов, поэтому мы это не в ручном режиме делаем. Когда в реестр вносятся данные, система сразу блокирует запрещенный ресурс или страницу», — пояснила Белых. «Компания «МегаФон» исполнила решение Роскомнадзора о блокировке сайта LinkedIn», — сообщила РБК глава пресс-службы компании Юлия Дорохина.
Под блокировку попало и приложение LinkedIn для мобильных устройств, хотя оно работало на некоторых устройствах даже после того, как провайдеры закрыли доступ к сайту. Как пояснил РБК представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский, LinkedIn использует один и тот же сетевой адрес и для своего web-сайта, и для мобильных приложений, поэтому «блокировка будет осуществляться автоматически». «Хотя приложение можно будет скачать и дальше, но весь трафик из России будет ограничен», — добавил он.
В августе LinkedIn, работающая в большинстве стран мира, была признана нарушившей закон «О персональных данных», который с 1 сентября 2015 года обязывает хранить персональные данные россиян на территории России. Компания оспорила это решение Таганского районного суда Москвы, но 10 ноября Мосгорсуд отклонил апелляцию. Как поясняли в Роскомнадзоре, право заблокировать LinkedIn у ведомства появилось сразу после вынесения решения Мосгорсуда, но технологически сделать сразу это невозможно.
Сейчас, по словам представителя LinkedIn, в компании по-прежнему рассчитывают на встречу с Роскомнадзором, чтобы «обсудить вопрос о хранении персональных данных». «LinkedIn стремится создавать экономические возможности для работников по всему миру, — говорит собеседник РБК. — К нам начинают поступать сообщения от российских пользователей, которые больше не могут воспользоваться своим аккаунтом в LinkedIn. Решение Роскомнадзора заблокировать сервис закрывает доступ к сайту для миллионов наших пользователей и компаниям из России, которые используют LinkedIn для развития своего бизнеса».
С максимальной скоростью
LinkedIn стала первой крупной социальной сетью с сотнями миллионов пользователей, заблокированной в России из-за отказа локализовать информацию о пользователях. При этом, как сообщал Роскомнадзор, Twitter и Facebook также не выполняют требований российского закона. Но, как уточнял Вадим Ампелонский, иск был подан именно против деловой соцсети из-за неоднократных сообщений о крупных утечках с ресурса личных данных пользователей. Только в мае 2016 года в интернете была выставлена на продажу информация об аккаунтах 117 млн пользователей LinkedIn.
По мнению руководителя практики PwC Legal по интеллектуальной собственности и технологиям Константина Бочкарева, LinkedIn стала пробным камнем для Роскомнадзора. «У этой сети не очень много пользователей в России. Кроме того, она своевременно не ответила на запросы Роскомнадзора», — объяснил он. По словам эксперта, если LinkedIn продолжит судиться, сеть останется заблокированной в России в течение как минимум нескольких месяцев. Самый быстрый способ снять блокировку — отчитаться перед Роскомнадзором о начале выполнения требований закона. Бочкарев предполагает, что для LinkedIn будет несложно перенести хранение данных российский пользователей, потому что их относительно немного; да и объемы хранимого невелики, поскольку в сети, например, не распространен обмен видео.
«Какими будут действия Роскомнадзора в отношении других социальных сетей — предсказать сложно. Но ведомство пытается работать с компаниями во время проверок. Если те показывают четкий план по выполнению требований Роскомнадзора, служба относится с пониманием к отдельным недостаткам», — отметил Константин Бочкарев.
Социальная сеть LinkedIn была основана в 2002 году Ридом Хоффманом. Летом 2011 года в ее настройках появилась русскоязычная версия. На текущий момент сеть доступна на 23 языках. В июне 2016 года Microsoft объявила о приобретении компании за $26,2 млрд. По собственным данным LinkedIn, в сети зарегистрировано более 433 млн пользователей из 200 стран мира, а ее капитализация на Нью-Йоркской фондовой бирже превышает $26,63 млрд. Всего в сети зарегистрировано 5 млн аккаунтов из России. По данным TNS, в сентябре аудитория LinkedIn в России в городах с населением более 700 тыс. жителей в возрасте 12–64 лет составляла 2,39 млн пользователей.